Рабочая программа учебной дисциплины «Социология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» (РПУД) разработана в рамках направления подготовки ФГОС ВПО 3 (бакалавриат).

Цена товара: ₽199.00

Product Description

Цель освоения дисциплины: формирование у студентов научно обоснованных представлений о социологии как научной и учебной дисциплине, знакомство с ключевыми понятиями и основными парадигмами социологической науки.

Дисциплина формирует выпускника как активного и грамотного участника социального взаимодействия, способствует развитию толерантного восприятия социальных и культурных различий, проявлению гражданского самосознания, приверженности демократическим ценностям и поможет в дальнейшем выполнять воспитательные и культурно-просветительные функции в профессиональной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Изучение курса основано на базовом уровне знаний студентов по дисциплине «Обществознание» в рамках среднего (полного) общего образования.
Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Дисциплина «Социология», совместно с дисциплинами: «Философия», «История», «Политология», «Культурология» и другими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, способствует формированию активной жизненной и гражданской позиции студентов, систематизируя научные представления о закономерностях социального развития, о социокультурных регуляторах поведения, формируя способность анализировать противоречивые по содержанию институциональные процессы российского общества, прививая навыки использования практических методов социологии в своей профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины способствует усвоению таких дисциплин: «Педагогика», «Образовательное право», «Психология» и ряда дисциплин по выбору.

Компетенции обучаемого, формируемые в результате освоения дисциплины.

Дисциплина формирует следующие компетенции:

— владение культурой мышления, способность обобщать, анализировать и воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК–1);
— способность понимать движущие силы и закономерности социального процесса, роль личности в социальных процессах (ОК -15);
— способность к диалогу и толерантному восприятию социальных и культурных различий, проявлению гражданского самосознания, приверженности демократическим ценностям (ОК-17);
— способность использовать систематизированные теоретические и практические знания социологии при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

В результате освоения дисциплины обучаемый должен

знать:

— основные этапы развития социологической мысли;
— объект и предмет социологии, место социологии в системе наук;
— содержание категориально-понятийного и методологического аппарата социологии;
— современные социологические представления об обществе, социальных изменениях и роли личности в социальных процессах;
— понимать значение социо-культурных регуляторов поведения, взаимосвязь и взаимообусловленность культуры и социальной структуры;
— проблемы трансформации социальных институтов в современном глобализирующемся мире;
— закономерности социальной эволюции, причины и закономерности социальных изменений;
— социологические подходы к решению проблем социального неравенства, межнациональных, экономических и политических конфликтов современности;

уметь:

— применять исследовательский аппарат социологии для анализа социальных процессов;
— исследовать причины и закономерности возникновения и развития социальных систем, основных социальных институтов (производства, семьи, религии, государства, образования, науки и др.), социального взаимодействия, социальных процессов;
— ориентироваться в структуре конкретного социологического исследования и этапах его проведения;
— анализировать роль личности в современных социальных процессах, как глобального, так и национального масштаба;
— толерантно относиться к социокультурным различиям в обществе;
— анализировать основные тенденции и проблемы современного общества в условиях глобализирующегося мира;
— ориентироваться в социальных отношениях и процессах современной России, руководствуясь в своей социальной и профессиональной деятельности принципами консенсуса, диалога и сотрудничества;

владеть:

— навыками типологизации обществ, социальных систем, социальных институтов, групп, организаций;
— навыками анализа малой группы — ее структуры и динамики;
— навыками толерантного взаимодействия с представителями иных субкультур;
— навыками анализа социальных конфликтов (межличностных и межгрупповых) и их последствий;
— навыками подготовки аналитических обзоров по социальной проблематике;
— навыками разработки программ и проведения мероприятий социологического исследования для анализа современных социальных явлений и процессов.